Сжатый воздух используется во всех сферах производства. В промышленности его используют двояко: как источник энергии и как часть технологического процесса.
Многие технологические процессы очень чувствительны к качеству подаваемого сжатого воздуха (медицинские приборы, лабораторное оборудование, химические производства).
Сегодня мы хотим более подробно остановиться на теме очистки сжатого воздуха, поделиться реальными историями уместного применения маслонаполненных и безмасляных компрессоров.
Воздушные компрессоры бывают нескольких типов: мембранные, винтовые, поршневые, спиральные и др. Они отличаются друг от друга элементом, который производит непосредственное сжатие газа: мембрана, поршень, винт или спираль.
В процессе движения поршня, винтовой пары, спирали происходит их контакт с другими движущимися и неподвижными элементами (стенками цилиндра, в котором движется поршень, второй винт в винтовой паре). Чтобы во время такого контакта не происходил перегрев и компрессор не вышел из строя (как говорят в народе - не “заклинил”) - все движущиеся элементы смазывают специальным маслом (принцип такой же, как в двигателе автомобиля). Это касается всех перечисленных типов компрессоров, за исключением мембранного.
В мембранном компрессоре сжатие газа происходит между двумя мембранами посредством гидравлического давления масла на мембрану снаружи (то есть непосредственно в полости сжатия масло не присутствует).
В винтовых и поршневых компрессорах масло присутствует именно в полости сжатия, тем самым контактируя с сжимаемым газом (в нашем случае с воздухом). Таким образом, на выходе из компрессора в составе сжатого воздуха будут присутствовать пары масла.
-
После выхода из компрессора сжатый воздух попадает в сепаратор, где происходит “оседание” капельного масла.
-
После выхода из сепаратора сжатый воздух попадает в осушитель, которые бывают двух типов: адсорбционные (где достигается точка росы сжатого воздуха до минус 70°С) и рефрижераторные (где достигается точка росы сжатого воздуха +3°С).
-
После выхода из рефрижераторного осушителя, сжатый воздух попадает в систему фильтрации. Мы всегда предлагаем нашим Клиентам установить 3 типа фильтров: фильтр грубой, тонкой очистки от механических частиц и угольный - от паров масла (Х1, Х3 и Х4 соответственно).
|
X1 |
X2 |
X3 |
X4 |
Отделение партикула более, мкм |
5 |
1 |
0,01 |
0,01 |
Остаточное содержание масла, мг/м³ |
5 |
0,5 |
0,01 |
0,03 |
Максимальная температура, ˚С |
80 |
80 |
80 |
25 |
Падение давления, мбар |
40 |
80 |
100 |
80 |
Использование маслозаполненного винтового компрессора в паре с осушителем и системой фильтрации позволяет избавиться от значительного количества твердых частиц и жидких примесей (см. таблицу выше). Таким образом, правильно подобранную систему подготовки сжатого воздуха можно и нужно использовать на производстве, где требуется подача чистого, так называемого “медицинского” воздуха.
Популярный миф, сформированный не без помощи продавцов маслонаполненных воздушных компрессоров, звучит так:
“Для получения чистого “медицинского” воздуха Вам потребуется установка безмасляного компрессора. Из маслозаполненного компрессора выходит воздух с содержанием масла, а из безмасляного - без!”
Действительно, в безмасляных винтовых компрессорах происходит так называемое “сухое” сжатие - движущиеся элементы изготовлены с высокой точностью, не допускающей соприкосновения с другими элементами компрессора. Это позволяет отказаться от непосредственного впрыска компрессорного масла в полость сжатия.
Из минусов “сухого” сжатия можно выделить:
-
Низкую степень сжатия “сухих” винтовых пар: для достижения стандартного рабочего давления производителю приходится использовать несколько ступеней сжатия, что существенно влияет на стоимость и габариты компрессора;
-
Низкую удельную производительность (на единицу потребления электроэнергии), по сравнению с аналогичными маслонаполненными агрегатами;
-
Срок службы винтовых пар - работа в более критических условиях незамедлительно сказывается на состоянии компрессорного агрегата.
Таким образом, приобретение более дорогого и менее долговечного безмасляного винтового воздушного компрессора действительно может быть оправдано. Но есть нюанс:
Нюанс состоит в том, что в окружающем нас воздухе присутствуют пары масла. Особенно их содержание повышено в крупных городах, вблизи крупных предприятий, непосредственно в производственных помещениях, где обычно и устанавливаются воздушные компрессоры.
Более того, при сжатии атмосферного воздуха плотность частиц на единицу объема увеличивается!
Инженеры производителя промышленных компрессоров KAESER провели эксперимент:
В одном помещении установили винтовой маслонаполненный и безмасляный компрессор в комплекте с осушителем сжатого воздуха и системой фильтров. На выходном фланце после системы подготовки сжатого воздуха прикрепили белую ткань во все сечение трубопровода и запустили обе системы в работу.
Эксперимент показал, что после 1 часа работы на обоих лоскутах белой ткани было одинаковое количество масляных пятен.
Благодаря такому эксперименту стало очевидно, что для получения очень чистого, так называемого “медицинского” сжатого воздуха требуется не только установка безмасляного воздушного компрессора, но и создание специальной среды (приточная и вытяжная вентиляция, фильтрация всасываемого компрессором воздуха), в которой этот компрессор будет работать.
За последние 3 года на наших глазах отменились несколько десятков тендеров на закупку воздушных, адсорбционных азотных и кислородных станций: После обращения в нашу компанию и получения консультаций о целесообразности установки безмасляных воздушных компрессоров, Клиентами принимались решения о пересмотре технических заданий в пользу установки маслонаполненных воздушных компрессоров.
В конечном итоге это позволило сократить расходы на закупку оборудования в 2 и более раз.
Как мы уже выяснили, установка адсорбционного осушителя после винтового маслозаполненного/безмасляного компрессора позволяет избавиться от капельной влаги и паров масла в составе сжатого воздуха. Этот вариант отлично подходит для производственных линий, где требуется подача сжатого воздуха “особой” чистоты.
Если речь заходит об установке адсорбционной азотной или кислородной станции, то применение рефрижераторного осушителя сжатого воздуха в комплекте с сепаратором и системой фильтрации будет более чем достаточным.
В колоннах адсорбционных генераторов азота нашего производства присутствует специальный слой, который защищает адсорбент от попадания в него капельной влаги и масла (на случай, если система фильтрации воздушного компрессора по какой-то причине не справляется).
В стандартном режиме работы этот слой является дополнительным фильтром от паров масла, а в аварийном - защищает адсорбент от загрязнения (в противном случае это приведет к выходу генератора из строя и замене адсорбента).
Более того, на выходе из адсорбционного генератора продукт (азот или кислород) имеет точку росы до минус 60°С при входной точке росы сжатого воздуха плюс +3°С, и до минус 70°С при входной точке росы сжатого воздуха минус 40°С.
Таким образом, система фильтрации сжатого воздуха в паре с защитным слоем адсорбционного генератора позволяет очистить продукционный азот/кислород от паров масла и воды.
Ключевыми факторами, влияющими чистоту продуктового воздуха/азота/кислорода, являются:
-
Качество всасываемого компрессором воздуха (окружающая среда);
-
Правильно подобранный осушитель сжатого воздуха;
-
Правильно подобранная система фильтрации сжатого воздуха;
-
Наличие защитного слоя в адсорбционном генераторе;
-
Своевременная замена фильтрующих элементов системы.
Безмасляные воздушные компрессоры часто применяются в медицинских и химических кабинетах, лабораториях. Чаще всего это связано с отсутствием достаточного пространства для установки полноценной системы подготовки сжатого воздуха или с небольшими объемами потребляемого воздуха/азота/кислорода.
Главное, что всегда следует помнить - безмасляный воздушный компрессор не гарантирует отсутствие масла в продуктом воздухе. Для защиты от масла, воды и механических частиц необходимо предусматривать целый комплекс мер, о котором мы рассказывали выше.
Маслозаполненные и безмасляные воздушные компрессоры при наличии комплексной системы подготовки и очистки сжатого воздуха одинаково эффективны.